Колючая проволока чёрная
Колючая проволока
Демократические журналисты и писатели вот уже на протяжении более чем полутора десятков лет усиленно стараются доказать, мол все, что происходило и было в стране в период с 1917 по 1991 год ужасно, преступно и бесчеловечно.
Колючая проволока среди доказательств "ужасов коммунистического режима" занимает особое место. Ее изображение пересекает вдоль и поперек обложки книг Солженицына и Шаламова, ее спутанные клубки обрамляют галереи портретов "жертв сталинского террора", она опутывает скульптурные композиции памятников узникам Гулага.
Сквозь нее в "документальных фильмах" показывают сохранившиеся полуразрушенные бараки "сталинских лагерей" (автор однажды наблюдал, как временный склад взрывчатки, простоявший на берегу реки в период защиты моста от ледохода с февраля по май 87г. умелыми телеоператорами превращался в сталинский лагерь 37 года).
Воистину, колючая проволока должна стать эмблемой демократической журналистики (пачка баксов, туго перетянутая колючей проволокой, ну или наоборот - баксы развешанные на колючках проволочного забора. Как вариант - шариковая ручка, вырывающаяся из клубка колючей проволоки).
Но речь не об этом, а колючей проволоке, как материале для возведения невзрывных противопехотных заграждений (полагаю, что Отавская Конвенция еще не запретила колючую проволоку. Какой промах гуманистов, зеленых и иных демократов!).
Кем и когда была изобретена колючая проволока автору проследить не удалось. Ясно только, что она могла появиться только с развитием промышленности и массовым внедрением механического привода различных волочильных станков. Т.е. тогда, когда стало возможным массовое производство проволоки вообще.
Профессор В.В. Яковлев в своей книге "История крепостей" упоминает о заграждениях из колючей проволоки, как элементе периметра германских фортов образца 1870 года. В то же время мы знаем, что в исторических источниках об обороне Севастополя 1854-55 годов о колючей проволоке не упоминается. Следовательно, ее появление и внедрение в боевую практику можно датировать периодом 1860-75 годов.
В войнах конца XIX -начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение. Например, осада крепости Порт-Артур в русско-японскую войну 1904-05 годов.
Если можно так выразиться, то "звездным часом" колючей проволоки явилась Первая Мировая война. После короткого периода маневренной войны осени 1914 -зимы 1915 фронты зарылись в землю и началась долгая изнурительная позиционная война.
Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов (калибра 75мм.) доходил до 120-150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений.
Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой Мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.
И только танк, появившийся во второй половине войны, заставил колючую проволоку начать сдавать свои позиции. Его предшественник - бронеавтомобиль был бессилен перед многорядным проволочным забором. Автор полагает, что сам вид оружия -танк, своим появлением на свет обязан именно колючей проволоке. Возможно, что компоновочная схема (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко задрана вверх) первого в мире английского танка Мк 1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно.
Два пулемета по правому и два пулемета по левому борту, один вперед, очевидно, предназначались для флангового прикрытия пехоты, устремившейся в проделанный танком проход. Для таких целей танку не требовалась ни большая скорость, ни мощная броня, ни пушечное вооружение. То, что танк способен на гораздо большее, очевидно, выявилось несколько позднее, уже в ходе первых танковых атак.
Колючая проволока широко применялась и в годы Второй Мировой войны, однако в гораздо меньшей мере. Война стала более маневренной и времени на установку многорядных проволочных заграждений часто просто не хватало. Чаще проволока использовалась при заблаговременной подготовке оборонительных рубежей. Да и танки, применение которых стало массовым, легко прорывали эти заграждения, проделывая проходы для пехоты.
В послевоенный период проволока довольно быстро превратилась из основного вида противопехотных заграждений в скорее экзотический, запасной вид заграждения, окончательно уступив свое главенство, как противопехотного заграждения минам.
В настоящее время в Российской Армии колючая проволока продолжает числится табельным инженерным имуществом, заграждения из колючей проволоки предусматриваются боевыми уставами, типы и размеры противопехотных заграждений из нее описываются в Наставлении по военно-инженерному делу.
Однако хранящиеся на складах остатки запасов колючей проволоки расходуются для текущих нужд частей (устройство ограждений складов, караульных помещений, иных охраняемых объектов). Крайне неудовлетворительное финансирование армии в девяностых годах заставило инженерное ведомство отказаться и от закупок колючей проволоки. В ряде округов запасы колючей проволоки исчерпаны и для текущих нужд пошли в ход запасы гладкой проволоки МЗП и поступавшие в армию в восьмидесятых годах взамен кол.проволоки режущая лента, колючая лента ( типа "Егоза").
Трудно сказать, будет ли возобновлено производство колючей проволоки для нужд армии при восстановлении достаточного финансирования оборонных нужд. Вполне возможно, что и нет, т.к. промышленность предлагает более совершенные образцы в виде режущей ленты, колючей ленты "Егоза", которая, собственно, является отходом штамповочного производства ряда изделий, но которая является едва ли не идеальной заменой кол.проволоки и обладает рядом преимуществ перед последней.
Колючая проволока представляет собой стальную неоцинкованную или оцинкованную проволоку овального или квадратного сечения вписывающуюся в диаметр около 3-4 мм., на которую надеты отрезки этой же проволоки, свитые в форме двух пружин, продетых друг в друга.
Такие сдвоенные отрезки (колючки) размещаются через каждые 30-40 см.
По ГОСТу 285-41 издания 1941 года колючая проволка может быть однопрядной овального сечения ("кругло-плющенного") (2) или квадратного сечения ("рифленая") (1), или двухпрядной (3) также овального или квадратного сечения.
Вес 1 километра однопрядной проволоки 87.5 кг., двухпрядной 147 кг.
Проволока поставляется в войска в виде мотков ( бухт).
Вес 1 бухты однопрядной проволоки 35 кг. В бухте 400 метров такой проволоки.
Вес 1 бухты двухпрядной проволоки 50 кг. В такой бухте помещается 340 метров двухпрядной проволоки.
Мотки проволоки в ящики или иную тару не упаковываются. Для защиты от коррозии мотки обмакиваются в отработанное моторное или трансмиссионное масло. Встречаются варианты иной противокоррозионной защиты в виде обмазки вазелином или иной консистентной смазкой. Более дорогие способы защиты от коррозии не применяются.
Наставлением по военно-инженерному делу предусматриваются следующие штатные заграждения из колючей проволоки (не возбраняется применять сочетания штатных заграждений или любой иной конструкции):
Проволочный забор. Расход материалов на 100м. заграждения - проволка колючая однопрядная - 2 мотка, кольев диаметром 5-11см. длиной 1.75м.- 34 шт., скобы проволочные 4 кг. Трудозатраты 30 чел/час.
Собственно, противопехотным заграждением такой забор назвать трудно. Он может противника задержать секунд на 20-30, не более. Такой забор применяется там, где у солдат нет желания его преодолевать, т.е. против собственных войск (ограждение минных полей, запретных и опасных зон, охраняемых часовыми объектов и т.п.). Этот забор скорее является предупреждением (особенно ночью и в условиях плохой видимости), что дальше двигаться не следует.
Усиленный проволочный забор. Отличается от простого забора тем, что имеет не три, а четыре горизонтальных ряда проволоки. Кроме того, на удалении 1.5м. от линии забора по обе стороны вбиты низкие колья (30-40 см.) к которым от верхушек основных кольев протягиваются из колючей же проволоки отттяжки. таким образом каждый основной кол имеет четыре растяжки. Это повышает устойчивость кольев к наклонам и при перебитии кола он остается на месте и целостность заграждения не нарушается.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 40 чел/час. 2)Расход материалов: колючей проволоки 4-5 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. - 34 шт, кольев длиной 0.7 м. диаметром 5-11 см. - 67 шт, скобы проволочные 5 кг.
Такой забор задерживает легковооруженных солдат на 1- 2 мин, солдат с тяжелым вооружением ( пулеметы, минометы, гранатометы) до 3-5 минут.
3-х рядная проволочная сеть на высоких кольях. Состоит из трех рядов простого проволочного забора. Расстояние между рядами 1.5 метра, т.е. общая глубина заграждения 3 метра Промежутки между соседними кольями смежных рядов заделываются проволокой также как и между кольями в ряду.
Это уже серьезное противопехотное невзрывное заграждение. Преодоление без использования специального инструмента или приспособлений (ножниц для резки проволоки, рогулек, матов, щитов и т.п.) невозможно. Задержка у заграждения при наличии инструментов и приспособлений составляет от 8 до 20 минут.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 120 чел/час. 2)Расход материалов: колючей проволоки 10-12 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. - 100 шт, скобы проволочные 25 кг.
Разумется, танк на скорости преодолевает сеть без затруднений, но автор не раз наблюдал во время учений, как БМП или БТР, смяв это заграждение и пройдя 10-20 метров, был вынужден остановиться из-за того, что проволока, намотавшись на колеса, катки, набившись в гусеницы, препятствовала дальнейшему движению. В бою такой БТР или БМП обречен. Лишенная свободы маневра машина - лакомая цель для противотанковых пушек, ПТУР или гранатометов.
Проволочная спираль. В литературе также известна под названием "Спираль Бруно". Готовится заблаговремено способом наматывания типа пружины на дощатый деревянный барабан диаметром 1-1.2м. Затем полученная спираль снимается с барабана и перевозится (переносится) в виде плоских пакетов. На местности вбиваются колья высотой 1-1.2 м. в три ряда с промежутками между кольями в ряду 3 метра, а между рядами 1-1.2м. Пакеты растягиваются между кольями в ряду и крепятся к кольям проволочными скобами или привязываются крепежной проволокой. Пакеты по длине также связываются между собой. Полученные спирали в глубину между собой также крепежной проволокой связываются в районе кольев.
Общая высота заграждения получается 1-1.2м. и в глубину 3.2- 3.6 м.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 120 чел/час. (с заготовкой спиралей). 2)Расход материалов: колючей проволоки 10-15 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. - 100 шт, проволока вязальная 60-90кг.
Вообще, этот вид заграждения часто более предпочтителен, нежели проволочный забор. Во-первых, при заблаговременной заготовке спиралей объем работ непосредственно на месте установки сокращается более чем в два с половиной раза;
во-вторых, при нарушении целостности кольев задерживающая способность заграждения практически не изменяется;
в-третьих, при недостатке кольев можно сокращать их число и даже вовсе обходиться без них, ограничиваясь небольшим количеством низких кольев для предотвращения сдвигания заграждения противником;
в-четвертых, заградение достаточно легко снимается и может использоваться повторно в другом месте;
в-пятых, после снегопада заграждение можно извлечь из снега и установить его поверх снежного покрова (колья при этом не используются).
Недостатком заграждения является то, что при перекусывании одной пряди спираль легко раздвинуть и обеспечить проход солдат с любым вооружением (т.е. для проделывания проходя в трехрядном заграждении достаточно перекусить проволоку всего в трех местах).
Вариантом заграждения является его вид, когда третий ряд спирали укладывается поверх первых двух, а не за ними. В этом варианте высота заграждения увеличивается до 2 метров. Заграждение становится более заметным для противника, однако его преимущество состоит в том, что противнику затрудняется забрасывание траншеи гранатами, обстрел из гранатометов и ПТУР техники в окопах (однако следует предусматривать размещение заграждения так, чтобы оно не мешало своим гранатометчикам и операторам ПТУР). Кроме того, в зимнее время такое заграждение не требует подъема в случае снегопадов.
Отдел продаж: (3952)48-24-53, 48-24-54, 72-71-49